Заря, я алмаз!
Время первых зрителей нового фильма Тимура Бекмамбетова и Евгения Миронова выпало на 6 апреля. Москва. Самое сердце столицы. Кинотеатр на Лубянке принимает в свои теплые объятия всех желающих узнать подробности той, пробирающей до мурашек истории первого выхода человека в космос. "Это особенный фильм, — выделил Бекмамбетов. — Мы рассказываем историю настоящего живого героя, который, слава богу, все еще с нами. Дима Киселев отвечал не за зрелищность, а за то, чтобы фильм получился эмоциональным, чтобы история была честная, четкая и трогательная". И история получилось. Но обо всем по порядку.
Едва только какая-то картина анонсируется и первое, на что кидает свой обывательский взгляд благодарный зритель – это, безусловно, актерский состав. «Экипажем» знаменитого корабля «Восход-2» стали не менее знаменитые Евгений Миронов (Алексей Леонов) и Константин Хабенский (Павел Беляев). В их игре чувствуется что-то неуловимое, нечто душевное, что заставляет верить, радоваться и сопереживать. По ходу развития событий, в картине появляются Александра Урсуляк (Светлана Леонова), Елена Панова (Татьяна Беляева), Александр Ильин (Владимир Маркелов), маленький, но запоминающейся Савелий Кудряшов (Леонов в детстве). Все они, конечно же, помогли создать ту нужную атмосферу, при которой кино действительно хочется смотреть, не перематывая второстепенные сцены ленты. Но больше других с «экипажем» на протяжении всего фильма взаимодействовали Владимир Ильин (Сергей Павлович Королёв) и Анатолий Котенёв (Николай Петрович Каманин). Что тут сказать? Основная четверка, за работой которой весьма приятно наблюдать, не просто актеры, а профессионалы своего дела. Их взаимодействие на экране выглядит на столько живо и правдоподобно, что в определенный момент начинает казаться, словно это не художественный фильм, а документальная лента. Каждый, кто хоть на секунду появляется в кадре, отдает себя без остатка, а посему я смело заявляю: «Верю!»
Талантливый актерский состав – половина успеха, но без хорошего сюжета, как бы актер не старался, как бы не вживался в роль, зритель будет чувствовать себя обворованным, словно у него украли что-то незаменимо важное, и должного эффекта не произойдет. Так бывает со многими современными фильмами, но «Время первых» совершенно иной случай. Пожалуй, каждый, кто хоть краешком своего сознания интересуется историей, знает, что эта картина основана на реальных событиях, а консультантом режиссера и сценаристов выступал лично Алексей Леонов. Ну а кто кроме него знает эту историю лучше? Послушали космонавта, почитали газетные выдержи за 1965-й год и можно снимать. На экране вся история смотрелась более чем красиво, но уж больно сильно резала глаз слишком частая смена событий. Не знаю, что помешало сделать фильм более мягким, более приятным для восприятия, то ли ограниченный лимит времени (2 часа 45 минут и так весьма много), то ли еще что, но слишком резкие скачки в повествовании иногда сбивали с толку, а порой ты и вовсе не успевал переключиться и пусть на мгновенье, но терялся в гуще событий. Однако этот маленький, но весьма заметный недостаток, с лихвой компенсируется интересными флешбэками из детства главного героя.
Скачки сюжета – это маленькая терпимая неприятность, но, если и есть в этом фильме то, что действительно заставило меня загрустить, то это сама картинка. Нет, разумеется, к качеству земных сцен у меня претензий нет, но сцены в открытом космосе, на мой взгляд, получились весьма сыровато. Иногда компьютерная обработка прямо-таки кричала на тебя с экрана, дергая за нос и словно дразня бормотала на ушко, а вот и косяк, товарищи… И да, я конечно же, понимаю, что идеал создать практически невозможно, но в век технологий, подобных неприятностей уже можно научиться избегать. Но где подводит качество картинки, спасает качество актерской игры, так что – жить можно. Более того, не очень удачный, на мой взгляд, космос с лихвой компенсируется за счет по-настоящему красивой природы, мелькавшей на экране.
Кстати, помимо прочего, жить еще помогает и саундтреки, сопровождающие фильм. То нежные, ласкающие слух, то тяжелые, под стать, происходящему на экране. Во общем и целом, музыка точно не подкачала.
Актеры, сюжет, картинка – все это, безусловно, важно, но есть в каждом хорошем фильме своя микроидея, которую нам хотели рассказать. «Время первых» не стал исключением и заставил меня о многом задуматься. СССР. 1965-й год. Для меня, человека, рожденного лишь в 1998-м – это не больше чем цифры на бумаге, но, если подумать… 1965-й… 20… Ровно 20 лет прошло после страшной, разрушительной войны. А Советский Союз, лишь 4 года назад!, отправивший в космос Ю. А. Гагарина, ставит перед собой новую задачу. В этот раз нужно не просто слетать, а выйти в неизведанное ранее космическое пространство. Программа, завершение которой было назначено на 1967, должна осуществиться на два года раньше. Казалось бы! Нереальные сроки. Но нет же. Смогли. Сделали. Бешанный темп, сумасшедшие нагрузки. Спросите себя. Рискнули бы вы? Рискнули бы вы полететь в неизвестность на корабле, который был готов не полностью? Ответьте на этот вопрос и задайте новый. Из чего? Из чего, скажите мне, сделаны эти люди? Королев, Леонов, Биляев? Кто они? Роботы, машины? Кто? И как? Как они это сделали?..
P.S. Советую сходить)
P.P.S. Мнение автора может не совпадать с вашим. Относитесь к друг другу уважительно :)
Автор: Лащенко Анастасия.